Вступление Урок 1 Урок 2 Урок 3 Урок 4 Урок 5 Урок 6 Урок 7 Во поле березка, а под нею дудка... В лимонном зале Рюкзачок кларнетиста Мое первое путешествие Волшебный кларнет: Меньше путешествовать и больше улыбаться! Тростью вверх Что бы тебе хотелось сыграть? Шлеп-шлеп! |
Как меня учили играть на кларнетеРазложившись в ванной комнате с кларнетом, я упиваюсь собственным плохим настроением и отчаянным звуком кларнета. Оказывается, пюпитр вовсе не обязателен – вместо него отлично служит стиральная машина, а если опереться спиной на стену, а ногу поставить на ванну, то и не устаешь вовсе. Да и безопаснее так – если потемнеет в глазах от напрягу, равновесие не потеряешь. Раздается телефонный звонок. Это Андрей. - Хочешь поедем сегодня к Алексу, он поучит тебя играть на кларнете? Меня соблазняют. Конечно, я хочу поучиться играть на кларнете, но выходить на мороз, тратить время на дорогу, и вообще у меня нет настроения... Но я не могу устоять. - Давай. - Отлично. Тогда бери с собой кларнет и ноты. Я прихватываю черный чемоданчик, упаковываю ноты и выхожу на мороз. Бррр.... Одно греет: я наконец-то научусь правильно собирать кларнет и извлекать звук как надо, а не как придется. Алекс встречает нас словами: «А я тут спал...» Это симпатичный молодой человек, который невероятно трогательно смотрится с кларнетом в руках (или зубах), ибо он отлично сочетается с его черными волосами. «Сейчас я покажу, как играют на кларнете», - радостно говорит он. Он молниеносно собирает инструмент, раздавая направо и налево полезные советы. «Кларнет надо смазывать, купи вазелин, он продается в любой аптеке. Ронять кларнет нельзя, особенно твой, он же из пластмассы. Мундштук я, например, заклеил, иначе его можно поцарапать зубами...» Я радостно впитываю ценную информацию: вазелин – мундштук – заклеить... Алекс набирает воздуха в легкие, и ... раздается тот же и самый свист, что и у меня. Я не могу не улыбнуться – ага, я тоже так умею. Алекс начинает бегать по квартире: «У меня выпал клапан, надо его срочно найти, иначе нельзя играть». Мы все бегаем по комнате в поисках клапана, периодически давая ему умные советы: «А, может, он в чехле остался? Или под кроватью? Или на полу?» Наконец клапан найден, и Алекс опять закусывает кларнет. Да, пробежав ряд нот, он широко улыбается и говорит: «Ну вот, на кларнете играют вот так. Теперь ты». Я смущенно улыбаюсь и радуюсь кларнетному звуку – признаться, у меня кларнет звучит совсем по-другому. Неужели и я так смогу? Алексу не терпится. «Ну, мы будем играть?» Я оборачиваюсь на свой кларнет, впрочем оказывается, что вопрос был адресован совсем не мне, а Андрею. «Будем», - говорит Андрей и начинает аккомпанировать Алексу на фортепиано. Брамс. Вальс. Вебер. Концертино, - объявляют они номер за номером. Они наперебой шутят, поправляют друг друга, договариваются, в каком месте замедлить, а в каком пропустить ноту. «Андрюха, смотри, я тут ноты специально для тебя нашел. Смотри. Венгерская рапсодия». «Ух, ты», - откликается Андрюха и начинает играть с листа. Еще через час звук кларнета предстает передо мной в еще большем многообразии – так проходит два часа. «Ууфф», - многозначительно говорит Алекс и садится за фортепиано. «Один недостаток кларнета – на нем надо играть стоя». И устало добавляет: «Ну, давай, собирай кларнет». Я немножко недоумеваю и робко замечаю, что я не уверена, что я его собираю правильно. Алекс, бренча на пианино, отзывается: «Ну, если он у тебя играет, значит правильно». «Андрюх, смотри, а вот это давай сыграем? Пока ты там собираешь кларнет, хорошо?» Через полчаса даже у меня пропадает всякое стеснение. Тогда они наконец перестают играть, а Алекс говорит: «Ну, давай, играй». Мне ничего не остается, как дуть. Н-даа, наверное, все же в ванной удобней играть, потому что дома у меня получалось намного лучше. Андрей пытается меня подбодрить, а Алекс берет в руки блокфлейту: «Ну, давай, тренируйся, а я пока тоже на флейте поучусь». Время от времени Алекс бросает фразы: «Тяни ноты. Долго. Зажимай клапаны. Мягко.» «Мне как будто что-то мешает», - робко говорю я. «Может, губы надо по-другому держать?» «Да, от губ все зависит», - говорит Алекс и с новым рвением флейтирует. «Андрюх, а теперь давай по концертам, а? Только вот надо это транспонировать. Смотри, здесь в соль мажоре...» И они начинают транспонировать. Нет, определенно музыканты – забавный народ. И определенно я к ним не отношусь. Я чувствую себя Антониной Ивановной в консерватории, которая замахнулась на Чайковского, и бормочу, что мне пора домой – сколько бы я могла потренироваться дома... Но кларнетом я заниматься все равно буду. |